Другой
эволюционной линией аффектов является вербализация и
десоматизация (Schur, 1955; Krystal and Raskin, 1970;
Krystal, 1974). У взрослого человека эмоции, которые
стали зрелыми через дифференциацию и десоматизацию,
функционируют главным образом на когнитивном уровне,
и их экспрессивный элемент минимален. Лишь случающийся
время от времени аффективный отклик достаточно интенсивен,
чтобы обратить на себя внимание.
Такая
ситуация ведет к ложному впечатлению, что эмоции — эпизодические
феномены. В действительности каждое событие психической
жизни имеет свою аффективную окраску.
Эти
аффективные развития протекают в контексте взаимодействия
младенца со своей матерью.
Средний
осуществляющий достаточно хороший уход за ребенком родитель
испытывает удовольствие от различения ранних модуляций
в применении голоса младенцем и пытается быстро и специфически
требуемым образом удовлетворять потребности ребенка.
Таким
образом, она/он "вознаграждают" каждую прибавку
в дифференциации эмоциональных паттернов отклика ребенка.
Позднее, в период детства, большая часть воспитания
состоит из побуждения родителями ребенка скорее узнавать
свои чувства и облекать их в слова, чем действовать
на основании своих эмоций или же неконтролируемым образом
их озвучивать.
У
ребенка определенное развитие существенно вовлечено
в эволюционные линии развития аффекта Первая улыбка
становится прототипом аффективной связи и знаменует
начало объектного взаимодействия. Способность к установлению
связи и привязанности зависит от этих линий развития.
Первый
специфический эмоциональный отклик — социальная улыбка.
Шпиц (Spitz) отмечал, что реакция улыбки вначале неразборчиво
появляется в ответ на любое человеческое лицо; вскоре
она становится связанной с начинанием, а позднее с предвкушением
удовлетворения потребности, и поэтому данная реакция
резервируется в качестве отклика на лицо матери. Следующей
вехой в развитии эмоций, по мнению Шпица, является "восьмимесячная
тревога". Это понятие исходит из развития перцептивного
аппарата и аппарата эго, таким образом делая возможным
узнавание объекта.
В
наблюдении Шпица предваряющих функций аффекта становятся
ясно видимыми два аспекта экспрессивных откликов на
аффекты. Функция первого — заставить ребенка, как это
имеет место, принять участие в доставляющей удовлетворение
деятельности; второй является "выражением... эмоции...
в центробежном направлении" (1963).
Эти
два аспекта переживания ребенком аффекта имеют далеко
идущие последствия для эволюции эмоций.
|