Предшественники
аффектов у новорожденного состоят по существу из состояния
удовлетворения и состояния дистресса (Valenstein, 1962;
Krystal, 1962, 1974, 1977; Krystal and Raskin, 1970).
Из этих паттернов базисной реакции развиваются все (взрослого
типа) аффекты. Из паттернов удовлетворения и спокойствия
развивается аффект, который мы переживаем приятным образом,
или как "аффекты благоденствия"; а из возбужденного
состояния дискомфорта развивается боль и все болезненные
аффекты "чрезвычайных обстоятельств". Одной
эволюционной линией аффекта является дифференциация
через доступную познанию связь специфических аффективных
элементов.
По
мере того как компоненты аффекта зреют и дифференцируются,
становится ясно, что когнитивные аспекты аффекта имеют
"смысл" и "историю". Когда на человека
оказывают не слишком большое влияние физиологические
аспекты эмоции и он способен обращать внимание на когнитивные
аспекты эмоции, он замечает переживание им "чувства"
при условии, что обладает способностью к рефлексивному
самоосознанию.
Достижение
такой степени развития позволяет человеку "диагностировать"
свой эмоциональный отклик как субъективное состояние
и подготавливает сцену для оптимального использования
аффектов в качестве сигналов для него (Krystal).
Процесс
дифференциации аффекта, фундаментально важный для всех
этих развитии, непрерывен.
Например,
аффекты стыда, ярости, ненависти, депрессии и т.д. могут
быть далее дифференцированы.
Имеются
различные виды переживания стыда: позор, унизительное
положение, горечь обиды, досада, смущение и отвращение.
Чем более точно узнавание своих чувств, тем больше их
полезность в качестве сигналов для данного человека.
|