Реальные
заключения можно вывести относительно материнской реакции
на другие аспекты психосексуального и психосоциального
развития ребенка.
Здесь
я буду следовать линии рассуждения Шмайля, который придает
большое значение определенным аффектам в связи с ключевыми
достижениями в ходе развития. На втором году жизни,
когда ребенок начинает осознавать запреты, он не только
достигает продвижения в оценке себя, но также учится
тому, какие ожидания допустимы и безопасны — оказаться
хорошим и эффективным, или же, напротив, неудачником
и виноватым. Хотя в этом возрасте могут приобретаться
и другие умения, например, способность "обращаться"
с объектами, может наблюдаться неспособность переносить
предъявляемые ожидания. С установлением телесного самоконтроля
ребенок может испытывать гордость или стыд, и здесь
мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства,
сохраняя при этом общее чувство благополучия.
На
эдиповой стадии, наряду с осознанием своей сексуальной
идентификации, наблюдается повторная интенсификация
чувств гордости, стыда и зависти.
Ключевой
вопрос на этом этапе развития состоит в том, может ли
ребенок питать надежды на осуществление сексуальных
желаний и желаний продолжения рода. Это вопрос не только
определяет судьбу самого эдипова комплекса, но также
чувства ребенка по поводу позволительности его стремлений
и связанных с ними чувств надежды.
Если
ребенку не помогли почувствовать, что его надежды позволительны,
это подталкивают его к развитию чувства безнадежности.
|